понедельник, 30 ноября 2015 г.

Scrum-подход к разработке курсов

На курсе по "Активной оценке" последнее занятие уделили Scrum-подходу в проектировании учебного курса. Предпосылки были следующие:

  • Scrum - методология разработки продукта;
  • учебный курс - продукт;
  • команда Scrum-проекта самоорганизующаяся (а это как раз то, что нужно для активной оценки);
  • пользовательские истории курса - это как раз задачи курса с точки зрения разных пользователей; 
  • критерии приемки пользовательской истории - по сути, критерии активной оценки по курсу.
В качестве задания нужно было написать 10+ пользовательских историй по проектируемому курсу, а затем выбрать одну из них и расписать для нее а) критерии приемки; б) список задач по реализации.
Сразу скажу: не все выполнили задание по этой теме. Но от тех, что присланы, получила море удовольствия. Я приведу два примера (авторы разрешили, за что им огромное спасибо!). В каждом примере:
  • пользовательская история - что хочет делать после курса конкретный его пользователь;
  • критерии приемки - как он поймет, что он умеет это делать;
  • задачи - что нужно сделать, чтобы этому научиться.


ПРИМЕР 1. Курс "Дизайн презентаций".
Целевая аудитория: преподаватели вузов.
История: Как преподаватель, я хочу визуализировать данные в презентации, чтобы улучшить ее наглядность, сделать более простой для восприятия.
Критерии приемки:
  • Я могу сформулировать цель слайда (идею), который содержит количественные данные.
  • Я могу выбрать тип визуализации, который будет отражать цель (идею) слайда.
  • Я могу построить диаграмму, которая будет отражать идею слайда.
  • Я могу редактировать созданную диаграмму при изменении исходных данных.
  • Я могу использовать изображения, иконки для визуализации предоставленных данных.
  • Я могу использовать типовые фигуры Power Point (или объекты Smart Art) для визуализации предоставленных данных.
Задачи:
  1. Установить MS Power Point.
  2. Найти в интернет произвольные данные, идею, описание процесса.
  3. Визуализировать найденный материал с помощью:
    • 2-х различных диаграмм;
    • объекта Smart Art;
    • иконок или изображений;
  4. Обосновать свой выбор.
  5. Найти в интернет пример любой диаграммы или схемы. Оценить ее по критериям, указанным в курсе (название (идея), вид, дизайн, данные, легенда и т.д.)

ПРИМЕР 2. Курс "Менеджмент качества в системе образования"
Целевая аудитория: директора и заместители директоров школ, дошкольных учреждений, организаций дополнительного образования, педагоги из кадрового резерва
История: Как заместитель директора я хочу описать все подведомственные процессы, чтобы своевременно оценивать ход работ
Критерии приемки:
  1. Я знаю основные процессы, процессы управления, вспомогательные и обеспечивающие процессы.
  2. Я могу составить список по каждому типу процессов, относящихся к моей деятельности.
  3. Я умею описывать процессы (текст, таблица, блок-схема).
  4. Я могу определить ограничения, налагаемые на процессы.
  5. Я описал хотя бы один процесс самостоятельно.
Задачи:
  1. Построить схему процессов своей образовательной организации.
  2. Выделить процессы, которые находятся в вашем ведении.
  3. Определить ограничения, налагаемые на один из процессов.
  4. Составить блок-схему на один из процессов.
  5. Составить табличное описание этого же процесса.
  6. Оценить составленное описание процесса на основании критериев оценки (самооценка).
  7. Оценить описание процесса, составленное другим участником группы.

Я часто слышу вопрос от разработчиков курсов (особенно - в корпоративном секторе): что нужно делать, чтобы получить адекватный запрос от заказчика курса. Думается мне, если вот так вместе с заказчиком сесть и расписать:
а) все истории (а на самом деле - все действия, которым нужно обучить), 
б) критерии их приемки (а на самом деле - критерии оценки действий, четкие и конкретные) 
в) список задач для реализации каждой истории (а на самом деле - список учебных действий, который не составишь без знания методов и технологий обучения), то и вопросы все по снятию запроса будут сняты, и запросов из серии "Поди туда, не знаю куда" будет в разы меньше. И заодно станет понятно, что курс разработать - это не на коленке за два дня. 

Что думаете, коллеги? Чем Scrum не технология педдизайна?

И еще вопрос. Интересно ли было бы вам поучаствовать в Scrum-практикуме по разработке курсов: от запроса до полной реализации курса?

1 комментарий:


  1. Thanks for sharing, nice post! Post really provice useful information!

    FadoExpress là một trong những top công ty chuyển phát nhanh quốc tế hàng đầu chuyên vận chuyển, chuyển phát nhanh siêu tốc đi khắp thế giới, nổi bật là dịch vụ gửi hàng đi đài loan và dịch vụ gửi hàng đi canada uy tín, giá rẻ

    ОтветитьУдалить