понедельник, 30 ноября 2015 г.

Scrum-подход к разработке курсов

На курсе по "Активной оценке" последнее занятие уделили Scrum-подходу в проектировании учебного курса. Предпосылки были следующие:

  • Scrum - методология разработки продукта;
  • учебный курс - продукт;
  • команда Scrum-проекта самоорганизующаяся (а это как раз то, что нужно для активной оценки);
  • пользовательские истории курса - это как раз задачи курса с точки зрения разных пользователей; 
  • критерии приемки пользовательской истории - по сути, критерии активной оценки по курсу.
В качестве задания нужно было написать 10+ пользовательских историй по проектируемому курсу, а затем выбрать одну из них и расписать для нее а) критерии приемки; б) список задач по реализации.
Сразу скажу: не все выполнили задание по этой теме. Но от тех, что присланы, получила море удовольствия. Я приведу два примера (авторы разрешили, за что им огромное спасибо!). В каждом примере:
  • пользовательская история - что хочет делать после курса конкретный его пользователь;
  • критерии приемки - как он поймет, что он умеет это делать;
  • задачи - что нужно сделать, чтобы этому научиться.


ПРИМЕР 1. Курс "Дизайн презентаций".
Целевая аудитория: преподаватели вузов.
История: Как преподаватель, я хочу визуализировать данные в презентации, чтобы улучшить ее наглядность, сделать более простой для восприятия.
Критерии приемки:
  • Я могу сформулировать цель слайда (идею), который содержит количественные данные.
  • Я могу выбрать тип визуализации, который будет отражать цель (идею) слайда.
  • Я могу построить диаграмму, которая будет отражать идею слайда.
  • Я могу редактировать созданную диаграмму при изменении исходных данных.
  • Я могу использовать изображения, иконки для визуализации предоставленных данных.
  • Я могу использовать типовые фигуры Power Point (или объекты Smart Art) для визуализации предоставленных данных.
Задачи:
  1. Установить MS Power Point.
  2. Найти в интернет произвольные данные, идею, описание процесса.
  3. Визуализировать найденный материал с помощью:
    • 2-х различных диаграмм;
    • объекта Smart Art;
    • иконок или изображений;
  4. Обосновать свой выбор.
  5. Найти в интернет пример любой диаграммы или схемы. Оценить ее по критериям, указанным в курсе (название (идея), вид, дизайн, данные, легенда и т.д.)

ПРИМЕР 2. Курс "Менеджмент качества в системе образования"
Целевая аудитория: директора и заместители директоров школ, дошкольных учреждений, организаций дополнительного образования, педагоги из кадрового резерва
История: Как заместитель директора я хочу описать все подведомственные процессы, чтобы своевременно оценивать ход работ
Критерии приемки:
  1. Я знаю основные процессы, процессы управления, вспомогательные и обеспечивающие процессы.
  2. Я могу составить список по каждому типу процессов, относящихся к моей деятельности.
  3. Я умею описывать процессы (текст, таблица, блок-схема).
  4. Я могу определить ограничения, налагаемые на процессы.
  5. Я описал хотя бы один процесс самостоятельно.
Задачи:
  1. Построить схему процессов своей образовательной организации.
  2. Выделить процессы, которые находятся в вашем ведении.
  3. Определить ограничения, налагаемые на один из процессов.
  4. Составить блок-схему на один из процессов.
  5. Составить табличное описание этого же процесса.
  6. Оценить составленное описание процесса на основании критериев оценки (самооценка).
  7. Оценить описание процесса, составленное другим участником группы.

Я часто слышу вопрос от разработчиков курсов (особенно - в корпоративном секторе): что нужно делать, чтобы получить адекватный запрос от заказчика курса. Думается мне, если вот так вместе с заказчиком сесть и расписать:
а) все истории (а на самом деле - все действия, которым нужно обучить), 
б) критерии их приемки (а на самом деле - критерии оценки действий, четкие и конкретные) 
в) список задач для реализации каждой истории (а на самом деле - список учебных действий, который не составишь без знания методов и технологий обучения), то и вопросы все по снятию запроса будут сняты, и запросов из серии "Поди туда, не знаю куда" будет в разы меньше. И заодно станет понятно, что курс разработать - это не на коленке за два дня. 

Что думаете, коллеги? Чем Scrum не технология педдизайна?

И еще вопрос. Интересно ли было бы вам поучаствовать в Scrum-практикуме по разработке курсов: от запроса до полной реализации курса?