четверг, 21 июля 2016 г.

Мои МООСи. Часть 7. "Игрофикация" на Stepic'е

Выполняю обещание: ловите заключительный пост в серии про мой МООС-опыт.

Итак, нашелся МООС, который я закончила, да еще и с отличием! :) Это курс Игрофикация на платформе Stepic. Но статья не для того, чтобы хвастаться, а для разбора опыта. 


Для начала скажу, что даже не помню, какая это по счету попытка пройти МООСи про игры и игрофикацию вообще и в обучении - в частности. Я, как заядлый геймер, уже много лет брежу этой темой, но все, что слушала/читала было какое-то... бла-бла о высоких материях... И МООСи я как специально находила такие же. Меня хватало на короткий срок (от 2 часов до 2 недель), но потом я курс бросала. Чем же этот курс оказался так удачен?


Продолжительность

Курс состоит из 6 модулей и длится 2 месяца. Но это с запасом. Реально его можно пройти за месяц - если позже присоединиться и раньше справиться. 
Так и получилось в моем случае: я подключилась через 10 дней после старта курса, а набрала необходимые для сертификата баллы (по сути - закончила курс) примерно за 3 недели до окончания курса.
На самом деле, продолжительность обучения уже давно стала критической характеристикой. Сейчас все меньше людей, которые хотят и могут учиться на длинных программах. Не потому, что ленивые - просто приоритеты меняются очень быстро, т.к. темп, динамика жизни другие. Иными словами, чем длиннее обучение, тем меньше людей пройдут его до конца, а не переключатся на что-то более важное. И МООСов это касается в первую очередь, т.к. ни за вход, ни за выход платить не надо: хочу - учусь, хочу - бросила.

Скорость

В предыдущих статьях про мои муки на МООСах я подчеркивала, что для меня критически важно иметь доступ к материалу в тот момент, когда я готова с ним работать, а не когда за меня кто-то решит. 
И тут мне опять повезло! Поскольку я подключилась позже, у меня был доступ к материалам сразу 2-х модулей. Было, что поизучать, и было довольно большое задание, над которым пришлось попотеть. Этого материала хватило как раз до открытия 3-го модуля. 
В результате получилось, что я меньше чем за неделю прошла половину курса. Кроме того, благодаря этим модулям я набрала 47 баллов, а для сертификата нужно было 70 баллов. Не бросать же теперь? :)

Кросспроверка

С кросспроверкой на МООСах (студенты проверяют работы друг друга и ставят оценки) я столкнулась впервые. То есть я должна была, к примеру, не только поставить 3 оценки, но и получить 3 оценки - иначе работа не засчитывается.

И тут мне опять повезло: я получила много хороших оценок, и вспомнила, как когда-то давно-давно еще в школе была отличницей :) Чувство было настолько забытое и приятное, что мне захотелось испытать его вновь, а для этого нужно было дождаться 4-го модуля - там снова появлялось большое задание на проверку.

Плюс еще один фактор сработал: проверять другие идеи по своему проекту действительно интересно - что-то в своем правишь, допридумываешь. И все равно концепты все разные. И это круто, потому что и полезно, и интересно.

Содержание

И с содержанием повезло. 
  • Во-первых, всякая вводная нудистика прошла довольно быстро и задорно, с интересными примерами. Я, кстати, половину курсов до этого бросила именно потому, что до курса, собственно, и не доходила - все слушала и слушала вводную нудистику... модуль... другой... И не понимала: почему сразу не начать с задания, с квеста, с дискуссии? Откуда эта любовь к "Введению"? Но тут как-то быстро этот этап проскочила.
  • Во-вторых, практически сразу появились недостающие в моем представлении о геймификации паззлы. Я поняла, почему столько провальных проектов геймификации, и насколько узко многие понимают, что это вообще такое. Спойлерить не буду - вдруг кто захочет курс пройти (он, кстати, осенью повторяться будет - улучшенный и обновленный). Но я смотрела ролики, читала материалы и... аж задыхалась от желания насильно всех HRов и спецов по обучению затолкать на этот курс и не выпускать без адекватных концептов проектов геймификации.
  • В-третьих, сам курс был игрофицирован. Я чуть не прослезилась даже. Потому что на предыдущих курсах я удивлялась тому, как вот эти гуру-игрофикаторы не понимают, что курс про игры и игрофикацию должен быть игрофицирован в первую очередь! А в этом курсе мы бродили из комнаты в комнату по Музею игрофикации, зарабатывали баллы, выбирали свой путь игрока, искали пасхалки и секретные ключи от секретных комнат, получали бейджи. И все это - типовыми средствами платформы Stepic, без наворотов: электронные уроки, тесты, форумы. 
  • В-четвертых, в содержании показано много интересных техник, полезных диаграмм и табличек - очень прикладные штуки, которые прямо бери и применяй. Я это очень люблю. Хорошо, что там кнопка "Скачать" есть :)
В общем, в стопиццотый раз повторю: курс делают преподаватели, а не платформа! Один на простейшем функционале выстроит Музей, другой на самом навороченном - барак.

Есть, конечно, в контенте и огрехи. Надо еще как следует поработать над тестами (одни щелкаются как орешки - просто на здравом смысле, другие даже после N пересмотров материалов не пройти). И над больным у 90% преподавателей местом - презентациями. Но на Stepic'е над этим вовсю работают, насколько я в курсе :)

Выбор

Мне впервые дали выбор. Ну, не только мне - всем :) Но я не знаю, насколько для них это было важно. А для меня выбор в курсе - это критично. Это просто маст би, без разговоров. И вот мне дали выбор, ура! Даже три выбора.
Во-первых, мне дали выбрать, кем я буду на курсе. Конечно я решила стать Героем! :) 
Во-вторых, мне предложили на выбор несколько путей Героя, т.е. несколько проектов геймификации. И я могла выбрать, какой буду делать проект (и даже не один):
  • игрофикация в образовании;
  • игрофикация в маркетинге;
  • игрофикация в ИТ;
  • игрофикация в HR;
  • игрофикация в социальных проектах.
Я взялась делать два - образование и соцпроекты. Но до конца дотянула только образование. Ну, просто мне баллов хватало и с одним проектом, а времени не хватало совсем :) Хотя вот нашлись на курсе маньяки, которые сделали все 5! В общем, выбор - это важно: чтобы делать то, что интересно, и сколько интересно.

Кстати, 47% пройденного курса на моем сертификате никого не смутили? Вроде, с отличием, а всего 47%. Это как раз потому, что можно было бы пройти несколько заданий, и за каждые набрать баллы. То есть всего за курс можно набрать 215 баллов - если делать сразу все 5 проектов. Но для сертификата надо набрать больше 70, для сертификата с отличием - больше 100. 

Ну, и в-третьих, нам предложили поработать в команде. Кто хочет. Причем, можно было и роль выбрать: просто участник или капитан.
Командное задание появилось спонтанно - по просьбам трудящихся, как говорится. Я могла в это уже не ввязываться - 102 балла уже были набраны. Но, как многолетний фанат дистанционного проектного обучения, подключилась - поглядеть, как это будут делать авторы курса. К сожалению, ничего нового не было - наоборот, посмотрела, как авторы делают в организации такой работы первые шаги, набивают первые шишки.

Но мне все равно и тут повезло: команда попалась отличная. Никто не сачковал, все много вложили сил и идей в каждое задание - хотя и выяснилось позже, что многим было скучно делать то, что предложили на командную работу, да и баллов всем хватало. В итоге заработанные командой баллы мы отдали присоединившейся к нам позже участнице, которой их не хватало - так было можно по условиям игры :)

С другой стороны, для себя я в очередной раз отметила: если люди подписались на то, что поработают в команде, то они в ней работают, не сачкуют. Мы это много раз наблюдали на своих курсах. Но мы тоже всегда давали выбор: хочешь - иди на этот модуль, не хочешь - не иди.

И, кстати, получилось поработать над проектом игрофикации в HR, который сама я не делала, но с командой такое задание мы выбрали - было очень интересно, т.к. плясали от готовой идеи нашего капитана - а идея там была очень интересная, и креатив у нас попер во все стороны. Так что, по сути, поработала над 3 проектами по ходу курса. Полезно.

Ведущие

Ведущим отдельное спасибо за то, как они реагировали оперативно на все, что происходило на курсе. Правда, меня очень отвлекали гусарские усы Ивана Нефедьева - даже иногда приходилось с закрытыми глазами слушать :) Но многие, как оказалось, только ради этих усов и смотрели видеоролики :) 
Еще интересная фишка в том, что в курс были введены персонажи: Игрик и доктор Кубикус. И эти персонажи тоже работали на форуме :) Ну, понятно, что за них работали ведущие. Но было прикольно, т.к. я много слышала про опыт, когда вводятся специальные персонажи в курс (да и сама предлагала на некоторых курсах их вводить). Но в курсе с такими персонажами участвовала впервые.

Резюме (и к курсу, и к серии статей)

 Хотите делать МООСи, которые проходят?
  1. Делайте их максимально короткими. И материалы для изучения - тоже довольно короткими (но это уже многие поняли).
  2. Делайте их содержательно интересными, задавайте правильный контекст, создавайте среду, соответствующую тому, чему обучаете. 
  3. Создавайте точки принятия решения. Управляемые точки. Чтобы вы знали: вот тут он может принять решение идти туда-то, а вот тут он может решить остановиться и бросить. Имеет право! За свой выбор люди готовы отвечать больше, чем за ваш. 
  4. Не так важно, на какой доске (вертикальной, горизонтальной, прозрачной, меловой) будут записаны каракули во время лекции ведущего. Важно, что он, собственно, на этой доске делает. 
  5. И не важно, на какой платформе он это делает. Важно только, умеет ли он применить фичи, которыми располагает, для формирования нужного поведения обучаемых (чем, кстати, и занимается геймификация: формирует поведение, которое нужно для достижения целей).
В общем, желаю всем МООСов без мук, с пользой и интересом - в каком бы качестве вы на этих МООСах ни оказались! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий