воскресенье, 14 августа 2016 г.

Как не отбить желание учиться у детей и взрослых

Хоть и обещала не спойлерить, но все-таки позволю себе не сдержаться, т.к. Вселенная постоянно подкидывает забавные истории.

История 1.
Недавно случайно разговорились в Skype с одним из выпускников курсов программирования, на которых он учился в далеком 2011 году.


Ту группу я до сих пор вспоминаю с дрожью в коленках, потому что преподавателя (назовем его Икс) мне навязали. Ни я, ни сам преподаватель не хотели, чтобы он вел эти курсы. Но ни его, ни меня никто не спрашивал. Ситуация осложнялась тем, что первый модуль в группе вел Игрек, который слушателям нравился. И которого заставили заменить на Икса.
Икс, ясное дело, работать и не собирался. На занятиях разговаривал только с ноутбуком. На вопросы не реагировал, пауз не делал. Более того: на первом же занятии выдал студентам, что они зря тратят свое время и деньги, потому что ничему все равно не научатся, т.к. их с улицы понабирали, а он привык работать с талантами, которых отбирает лично. Проверяя задания, все громил в пух и прах, обзывал студентов идиотами и дебилами.
Когда я узнала, что творится на курсе, плюнула на все запреты и приказы, и уговорила другого тренера довести курс. С Иксом мы больше никогда не сотрудничали, его имя до сих пор вызывает во мне бурю негодования. Потом еще долго последствия этого "обучения" разгребали, и понадобилось время, чтобы на эти курсы обеспечить набор.
И вот спустя 5 лет я получила... благодарность от выпускника Икса. Он сказал, что Икс для него теперь бог. Что его фразы "вы дебилы и идиоты" подтолкнули его к более глубокому изучению. Что таких бы преподавателей побольше.
Все 5 лет этот парень пытается устроиться на работу программистом. Он до сих пор что-то изучает самостоятельно, и даже ходит на какие-то еще курсы. И 5 лет, по сути, сидит без работы. Но преподаватель, который так и не привел его в профессию, и 1,5 месяца оскорблял на каждом занятии, для него бог.
И добью ситуацию. Этот же парень учился на другом курсе у одного из лучших преподавателей, которых я знаю. Вердикт: он тоже классный, но у него было не так круто на занятиях.

История 2.
Когда-то работал на одной из моих программ преподаватель - допустим, Ипсилон. Вел он курс по информационному дизайну и юзабилити. Один из любимых был у наших студентов - и преподаватель, и курс. Специалисты, которых я считала гуру в этой области, считали его своим гуру. В общем, не переживала я совсем на этот счет.
Однако в какой-то момент, не сговариваясь, совершенно разные люди, которые либо учились у него, либо работали с ним на других программах, стали рассказывать мне, что научиться у него чему бы то ни было крайне трудно, и только единицы способны на это. При этом восхищенно признавались: просто он такой крутой, что его вершина недосягаема.
Ситуация мне совсем не понравилась. И пару раз я дождалась, когда закончатся его занятия в вечерних группах, подкараулила несколько улыбающихся и счастливых студентов, и стала расспрашивать, как им занятие, и что они сегодня изучали. Ответы во всех группах ошеломили: "Ой, было так здорово! Это лучший преподаватель! Мы, правда, не поняли ничего. Но он так интересно и весело рассказывает - супер! Сейчас придем домой - сядем в Интернет, разбираться, что проходили".
На следующий набор я нашла нового преподавателя.

История 3.
В те времена, когда система оценок у нас еще была 5-балльная, училась у меня на курсах компьютерной графики совершенно чудесная барышня. Я, собственно, не особо понимала, зачем она пошла на курсы, и чему, собственно, пытается научиться, если и так все умеет. А если что-то и не умела, только покажи, куда копать - нароет больше, чем узнала бы у меня.
Однажды после очередного шедевра кто-то из ребят не выдержал:
- Слушайте, выдайте ей уже свидетельство, пусть домой идет.
- Я вообще не понимаю, чего ты на курсы ходишь? Ты же и дома вон какие вещи делаешь! - согласился второй.
На что барышня возразила:
- Ну, как вы не понимаете! Дома же меня никто не похвалит! Дома же я никому это не покажу. Дома же мне поговорить об этом не с кем. А тут столько людей!
Позже узнала, что барышня уехала на ПМЖ в США, и практически сразу нашла отличную работу по "графическому" профилю, еще и выбирала, куда идти, т.к. предложений было несколько. Писала мне оттуда письма с благодарностью за курсы. Но я до сих пор уверена, что меня благодарить и не за что.

История 4.
Еще одна замечательная барышня училась на переподготовке - тоже на курсах по графике. До этого прошла курсы в другом учебном центре, и уже работала. То есть графические редакторы знала прекрасно, и сразу спросила, можно ли ей прошлые курсы засчитать. Я сказала, что никак, и курсы все разные, и у нас свой учебный план, и все работы ей все равно надо будет сдать. Барышня была не очень довольна, но все-таки к учебе приступила.
На форуме по курсу у меня была специальная тема, в которую я выкладывала лучшие работы студентов. Каждая работа этой барышня попадала туда. И вот стала я замечать, что студенты не только с ее, но и с параллельной группы стали ждать ее работ. Вплоть до того, что некоторые свои не сдавали, пока ее работа не появится на форуме. Если работа долго не появлялись, прямо писали мне: а когда будет новая работа? Одна даже призналась: посмотрим - и появляются идеи для своих работ.
Я посмеялась про себя и написала ей, мол, ждем с нетерпением новую работу. Особенно - я, а то мне проверять нечего :) И стали ее работы еще техничнее, еще аккуратнее. Позже она призналась, что чувствовала ответственность и старалась в последних работах использовать больше интересных приемов и извинялась, что из-за этого возится дольше с работами.

А теперь про фан
Про тот самый, под которым многие почему-то подразумевают развлекухи, игры, красивые картинки и короткие, простые тексты. Особенно - если творят обучение для поколения Y.
На самом деле, мы все играем. Вне зависимости от возраста. Вот только каждый, во что бы ни играл, ловит свой фан! Это не хорошо и не плохо, и от возраста не зависит! Это данность, которую надо принять и с которой надо работать.

Одна из самых популярных классификаций описывает 4 вида фана.

  • Тяжелый фан - сложные цели и достижение их через постоянное преодоление трудностей и неприятностей (см. Историю 1).
  • Легкий фан - тот самый, который считается (и очень напрасно!) единственным востребованным у Ys: когда все легко, приятно, весело (см. Историю 2, про нас, "иксов").
  • Социальный фан - фан от общения с другими, кооперации для решения задач (см. Историю 3).
  • Серьезный фан - фан от того, что приносишь пользу, делишься знаниями с другими (см. Историю 4).
Картинки по запросу fun gamification
Примечательно, что в разных видах деятельности мы можем ловить разный фан. Например, когда я хожу на фитнес, я предпочитаю тяжелый фан. На всяких конференциях ничего, кроме социального фана, не ловлю много последних лет. А за серьезный фан, за возможность применить свой опыт и знания на пользу других и увидеть результат я прощу любую систему!

Все это же самое справедливо и для обучения. Если мы хотим создавать среду, в которой все ученики будут ловить фан, то это вовсе не означает, что там должны быть веселые картинки, киношки и игрушки. Это означает, что в этой среде будут все виды фана.

  • Сложные цели, трудные задания - для поклонников тяжелого.
  • Легкие, быстрые материалы и учебные активности - для поклонников легкого.
  • Возможность быть полезным, привносить что-то в курс, сделать что-то для одногруппников, курса, учебного заведения, реального проекта - для поклонников серьезного.
  • Тематические группы, форумы, возможность совместной работы - для поклонников коммуникативного.
Поэтому хватит сетовать на то, что в компьютерных играх и соцсетях нашим детям, слушателям, сотрудникам интереснее. Там действительно интереснее: это как раз такие среды, в которых есть все. Там можно выбрать любую стратегию: преодолевать, кооперироваться, делиться опытом и просто получать удовольствие. Эти среды для того и создавались, чтобы втянуть и не отпустить побольше людей.

Если наши образовательные программы не станут такими же средами, так и будем мы по-прежнему утешать себя фразами типа "Учеба - это не игрушки", "Нет у нас времени на болтовню", "Студент ленив и не знает, что ему нужно" и т.п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий