вторник, 4 июля 2017 г.

Почему иногда трудно вовлечь преподавателей в e-learning

Опираясь на свой опыт работы а) преподавателем, б) с преподавателями (как методист, педдизайнер, разработчик курсов и руководитель), решила сформулировать ключевые причины, почему преподаватели либо не хотят, либо начинают и соскакивают, когда дело доходит до внедрения e-learning.


Причина 1. Не актуально.
Это, как правило, касается преподавателей, которые тихо дорабатывают на своем месте. Они знают, что их уже никто не сократит и не уволит (ибо опыт, ученая степень и т.п.) даже если они будут по-прежнему с мелом у доски "читать" курс.
  • Что делать? Я для себя на этот вопрос ответила давно и однозначно. Усилия, которые придется потратить, попросту не окупить. То есть либо махнули рукой и оставили человека в покое, либо распрощались.
    Я прощалась. После 3 попыток обратить в свою веру: а) объяснить, почему надо делать так, б) привести примеры коллег, которые делают так, показать их наработки, познакомить и т.п., в) поставить вопрос ребром. Обычно на это уходило от месяца до трех. И не потому я прощалась, что мне было кем заменить (преподавателя под мои требования к работе найти всегда было непросто), а потому, что от нового, неопытного, который согласится учиться, результат не хуже, а через некоторое время и лучше.
Причина 2. Жадничаем.
Переживаем, что придут наглые студенты (или того хуже, наглые коллеги) и "все, что нажито непосильным трудом", украдут, утащат, разнесут по миру. Парадоксально, но все такие боязливые преподаватели (кроме одной-единственной), которых я встречала, собственного контента не имели, и сами все свои материалы стырнетили.
Доходило до смешного. например, у одного преподавателя-мужчины основной контент курса был собран из статей блоггера-женщины - со всеми вытекающими типа "В прошлой статье я писалА...". Или другой пример: преподаватель утащил со своего любимого сайта материал с ошибкой, вставил скриншот (с ошибкой) в презентацию и... несколько лет так, с ошибкой обучал людей на весьма недешевых курсах.
  • Что делать? Как правило, достаточно мягко намекнуть на происхождение "авторского" материал. Дополнительно можно еще объяснить, что если этот материал делался для того, чтобы на нобелевку подаваться, то оно, конечно, понятно. Но если для людей, то надо, чтобы он к людям и попал, и как можно к большему количеству - пока не устарел.
    Еще помогал личный пример. Например, я показываю свои папки на Гуглдиске, и/или рассказываю историю одной своей методички, которую выпустили на одной кафедре под грифом Минобразования. Методичку эту руководство не разрешало даже на дом студентам выдавать, чтобы не растащили (но, конечно, все равно растаскивали). А спустя несколько лет я нашла эту методичку на просторах Интернета - главы ее были разбиты на веб-страницы, и на каждой была упомянута я, но не кафедра, не вуз и не Минобразования. 
Причина 3. Понимаем, что сыренько
Часто маскируется под причину 2. Но реально некоторые потом признаются, что когда делали материальчик, немного халтурили, т.к. знали, что в аудитории выкрутятся, и все дыры собой заполнят, а нестыкухи - обыграют, как будто так задумано. Но если такой контент выложить в онлайн, то все вылезает наружу, а дорабатывать нет ни времени, ни желания, ибо столько дел, столько дел!
  • Что делать? Много чего перепробовала, но реальный результат дали только две вещи:
    а) находить бюджет для разработки нормального материала (но в тесной связке со мной как с педдизайнером);
    б) помочь спланировать работу на "сыреньком" материале так, чтобы доводить его до ума уже в ходе курса вместе со слушателями (кстати, тут вот проектное обучение рулит отчаянно, ибо одна из самых частых проектных ситуаций - вот такие проектные материалы, и надо уметь с ними работать, дополнять их, устранять лишнее и т.п.). 
Причина 4. Не доверяю вам всем тут.
Самая грустная. Иногда видела, что людям интересно и хотелось бы попробовать, но нет доверия к руководству. Ждут подвоха, иногда даже не могут описать, какого именно, но "чего-то этакого". Вот тут и появляются страхи в стиле "Я все сделаю, а вы меня потом уволите?!" Или даже "Они потом это на какой-нибудь компакт-диск загонят и будут продавать, а я об этом ничего не узнаю" и т.п.
  • Что делать? Если это мой преподаватель, то я с ним сажусь разговаривать, ибо недоверие ко мне, как к руководителю - целиком моя "заслуга", и надо срочно с этим разбираться.
    Если же преподаватель на стороне заказчика, то единственное, что примиряло - это сесть и проговорить версию "для них" и версию "для себя". Чтобы преподаватель понимал, что у него в рукаве есть еще козыри. Кстати, зачастую так получается и само собой, ибо бюджеты на те же электронные курсы, как правило, небольшие - то есть совесть преподавателя остается чиста, если он "отдал" только самое простое, базовое, стырнеченное, а свое родное, что есть только у него, оставил для себя.
Причина 5. Не нужны мне все эти ваши штуки
Или проще говоря, техническая безграмотность. Я деликатно отказалась втягивать в разработку е-курсов доцента кафедры (на минуточку) информационных технологий, который на мой вопрос "На какой e-mail Вам выслать программу?" ответил "У меня такой e-mail, как и у всех - диск D, папка Work/Преподаватели и моя фамилия". Ну, а про запрещальщиков мобильных телефонов я уже столько написала, что и не знаю, что добавить: те, кто не умеют пользоваться смартфоном ни для чего, кроме как позвонить и принять звонок, не смогут научить других пользоваться им для чего-то полезного.
  • Что делать? Нужна система внутреннего обучения. А если речь о проекте, значит, начинать его с обучения, а потом уже все остальное. Но не всех обучать, а тех, кто готов обучаться и действительно будет участвовать в проекте дальше. Я вообще предпочитаю любые изменения начинать с вовлечения небольшого актива, который пользуется уважением, и сможет на перспективу быть агентом этих самых изменений. Либо остальные подтягиваются, либо честно признаются, что не тянут и уходят.
P.S. Есть, конечно, еще один популярный метод - всех к ногтю, через месяц сдать по одному курсу с преподавателя, кто не сдаст, останется без премии и все в таком духе. Но этого я делать категорически не рекомендую, ибо а) часть психанет и просто уволится, б) часть склепает курсы в стиле "отвяжись", которыми можно только отчитаться перед руководством. Будут и те, кто сядет делать добросовестно, но их и без приказов не так много, а при таком подходе и вовсе будут единицы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий